Традиции обрядов и празднований в Беларуси в особенности не отличаются от тех, что уже существуют в других славянских народах. Вместе с календарными праздниками, такими как Масленица, праздник Ивана Купалы или Коляда, проводят и обрядовые – свадьбы, крестины, похороны. Они во многом объединяют и сближают семьи и близких людей. О каждом стоит рассказать в отдельности.
Свадьба
В день торжеств обязательно собирается вся семья и родственники вместе с близкими друзьями. В Беларуси уже долгое время свадьба продумывается заранее и очень тщательно. Сохранились и традиционные «славянские» забавы вроде выкупа невесты в ее доме, а также инсценировки «воровства» невесты прямо во время торжества.
Большинство свадебных обрядов можно объединить в 3 этапа:
- до свадьбы – девичники, помолвка, сватовство;
- свадьба;
- после свадьбы – пироги, «медовый месяц».
Эти мероприятия давно известны. Стоит отметить, что девичники по славянским традициям – это мероприятие перед днем свадьбы, когда собираются подруги невесты все вместе. Невеста плачет и причитает, прощаясь с девичеством, параллельно расплетая косу на голове.
Свадьбу стараются не устраивать в момент поста – Рождественского, Великого, Успенского и Петровского. Избегают проведения во вторник и четверг, в канун больших православных праздников. Благоприятными периодами для свадьбы считается время от конца августа до Рождественского поста, кроме поминальной недели (третья неделя после Покрова).
Особенно внимательно в Беларуси относятся к выбору наряда для невесты. Платье должно закрывать ноги, плечи и грудь. Если покупали готовый наряд, то обычно это делали в среду, а обувь – в пятницу. Фату и платье нельзя было примерять никому, кроме самой невесты. Если виновница торжества была беременна на момент бракосочетания – то на второй день обязательным правилом считалось ношение платья красного цвета, который, согласно поверьям, защищал от нечистой силы.
Особое внимание уделялось оберегам, которые должны были носить при себе молодожены – на одежду прикалывали булавки, прятали иконки, в обувь клали листья рябины, а ее плоды ― в карман.
Что касается колец, то у жениха оно должно быть золотым, а у невесты – из серебра. Фату невесты в конце торжества должна снимать мать жениха, а взамен завязывать платок и фартук. Фату передавали свидетельнице, которая совершала с ним три поворота вокруг себя. Так, согласно традициям, свидетельница должна быть следующая выходить замуж.
В момент торжества молодоженов встречают с караваем и медовухой. Напиток нужно было только пригубить, а остальное – вылить через плечо, чтобы на пути новой семьи не попалась нечистая сила и плохие вещи. Жених и невеста целовали каравай и кланялись присутствующим. Затем они замыкали на пороге замок ― это означало прочное счастье на долгие годы. Сидели они на одной скамейке или диване так, чтобы их ничего не разделяло между собой. Чтобы обеспечить богатство в будущей семье, на протяжении застолья молодожены сидели на тулупе, вывернутом меховой частью вверх, чтобы, как говорили раньше, «были молодые богаты, как тулуп косматый».
Важный продукт на белорусском свадебном столе – это куриное яйцо, которое символизирует плодовитость. Поэтому на свадьбе обычно готовили яичницу, которую молодожены должны были съесть вместе, причем одной ложкой, что означало вечную любовь.
За торжеством молодожены слушают напутствия семейного счастья от гостей, которые прерываются лишь на сладкие поцелуи под звуки «Горько!» и употребления крепкого напитка, который обязательно должен быть на столе. Смысл слова «Горько!» на белорусской свадьбе не отличается от других славянских традиций, оно означает сбережение молодой семьи от сглаза и людской зависти.
Стоит отметить, что даже сейчас, когда молодожены стараются минимизировать расходы и потратить деньги на «медовый месяц», многие из этих элементов белорусской свадьбы могут использоваться ради крепкого союза, который должен приводить к счастливой семейной жизни.
Крестины
Таинство православного крещения новорожденного ребенка стараются сохранять и передавать из поколения в поколение. Белорусская семья заранее выбирает крестных родителей из ближнего круга родственников и друзей.
Обязательных требований к дате нет, обычно ребенка крестят в период с 8 по 40 день после рождения. Важно заранее обговорить дату с настоятелем церкви, который и будет проводить крестины. Обычно выбирают воскресенье, так как это и удобно для всех (обычно выходной день), и этот день недели считается самым светлым и благоприятным для благих дел.
Священник читает молитвы и окунает малыша или голову взрослого в купель со святой водой. После этого надевается светлая одежда и состригается небольшая прядь волос. О прохождении крещения в церковную книгу вносится специальная отметка.
До крещения уже нужно обговорить церковное имя ребенка, которое связано с одним из почитаемых святых. Выбор церковного имени на крестинах – это крайне важный момент, поскольку впоследствии это напрямую влияет на судьбу человека.
Крестные должны быть и сами крещенными и верующими. Это могут быть не только родственники, но и просто знакомые люди, главное – проверенный человек. Ему предстоит в будущем присматривать за крестиком и помогать ему в жизненных ситуациях, если это необходимо. Есть несколько ограничений по выбору крестного отца или матери. Нельзя выбирать:
- несовершеннолетних;
- беременных женщин;
- женщин, родивших меньше, чем 40 дней назад;
- жених и невеста;
- человек, потерявший ребенка или крестика.
В Беларуси к Крещению особое отношение, которое должно соблюдаться по всем канонам таинства, которые распространяются на все православные церковные приходы, вне зависимости от страны.
Празднование Коляды
Для многих белорусов праздник коляды – это важный зимний праздников в преддверие православного Рождества. В современном календаре празднование установлено с 6 по 9 января.
Из истории известно, что слово «коляда» означало солнце пожирающее тьму. Но есть и другая версия – коляда означало дословно фразу «круговая еда». Объяснялось это тем, что колядующие ходили большой компанией по дворам с хороводами, песнопениями, плясками и переодеваниями в народные костюмы.
Соблюдение канонов в Беларуси не отличается от старославянских и привязано к дате Рождества – 7 января. За день до этого дня, до вечера 6 января люди соблюдали Рождественский пост и усаживались за стол с наступлением поздних сумерек, на момент появления на небе первой звезды. Под скатертью обязательно должно было находиться сено, а на самом столе кутья (каша из пшеницы или риса с добавлением мёда, сухофруктов, изюма и орехов) и компот из сушеных яблок. В добавление полагались блины и блюда из мяса.
В рождественский день было принято навещать своих крестников, дарить им подарки. А вечером все переодевались в животных и другие разнообразные костюмы. Пели песни и частушки, а взамен получали подарки из вкусностей. Допускалось дарить мелкие деньги. Главное – не закрывать перед гостями дверь, иначе на дом можно накликнуть беду. В остальные дни полагались гадания, в ходе которых девушки могли узнать свое будущее.
Особое событие – Щедрец. Он приходится сейчас на 14 января. Белорусы издревле выбирали молодую привлекательную девушку в своей деревне и наряжали ее в венок и ленты. Затем в большой компании пелись щедровки. Хозяева, к которым приходили люди, дарили взамен подарки, чтобы обеспечить дом благополучием на ближайший год.
Празднование Ивана Купалы
Белорусы не забывают традиции своих предков, в полной мере сохранились традиции празднования Ивана Купалы (Купалья), этот древнеславянский праздник отмечают с особым размахом.
Смысл праздника – это возможность отметить расцвет природных сил, который должен поспособствовать богатому урожаю.
Слово «купало» обозначает нечто горячее и сердитое, в большей степени относится к солнцу. В купальскую ночь люди в буквальном смысле проходили очищение огнем и водой, тем самым восхваляя природные явления.
В купальскую ночь выходит природа сопротивляется нечистой силе. В этот момент принято зажигать костер и вести вокруг него хороводы. Можно перескакивать через огонь, петь народные песни, девушки отправляют цветочный венок по реке, гадая на будущее – кто родит ребенка, а кто выйдет счастливо замуж. С помощью огня могли проводиться разные обряды – перешагивать паре влюбленных, держась за руки (так проверяется крепкость брака), бросать и сжигать одежду больных (чтобы избавиться от недуга владельца одежды).
Благодаря национальной самобытности купаловская ночь в Беларуси считается неотъемлемой частью общей славянской культуры с соблюдением всех канонов.
Празднование Масленицы
На календаре этот праздник не был отмечен какой-либо датой, так как она меняется в зависимости от Пасхи. Масленица празднуется за восемь недель до Светлого Христово Воскресения, а после завершения масленичной недели начинается Великий Пост.
Также масленицу называют «Светлой Седмицей». В это время на столе должны быть преимущественно молочные продукты, мясо исключено из рациона.
Как и в России, белорусы отмечают уход зимы и встречают весну народными гуляниями и сжиганием чучела. Главное блюдо – блины.
Дни недели также отмечают по-разному:
- понедельник («встреча») являл собой старт празднований Масленицы, в этот день делали чучело;
- вторник («заигрыш»), белорусы начинали ходить друг к другу в гости
- среда («лакомка»), в этот день пеклись блины (также было принято приходить в гости к теще, отсюда потом пошло выражение «к теще на блины»);
- четверг («широкий день»), на стол ставили приготовленное домашнее животное;
- пятница («тещины вечера»), молодая семья посещала родных невесты;
- суббота («золовкины вечера»), в этот день люди отправлялись друг к другу в гости, а также катались на лошадях и на санках.
- «прощенное» воскресенье – самые бурные гуляния, сожжение чучела, было принято просить прощения у всех родных и близких.
Празднование Масленицы в Беларуси даже сейчас наполнено по-прежнему яркостью, шумом и весельем, призывая проснуться после зимней спячки и приготовиться к наступлению весны.