Бегомль
В 1582 году, Бегомль (в варианте Багомль) был зафиксирован на бумаге, это было село Минского павета ВКЛ, принадлежавшее Виленскому католическому диоцезу и населенное весьма боевыми жителями. В этом самом году Матысь Сосновский, управляющий маентком Волча, принадлежавшим виленской курии и куда как раз входил Бегомль, внезапно взял и разгромил Волчу, прихватил собранные налоги и, удрал к Евстафию Тышкевичу в село Мстижи. Уже из более-менее безопасных Мстижей, Сосновский обратился в суд и пожаловался, что его неожиданный поступок был продиктован обидой на жителей Багомля, которые, по его мнению, вероломно напали и ограбили его (Сосновского) дом. Боевой характер население Бегомля пронесло через века, именно этот поселок во время Великой отечественной войны стал одним из центров крупной партизанской зоны, здесь действовал важный аэродром, в память которого как раз и приехал в 1967-м увековечивать Машеров. Сейчас, впрочем, поселок живет все больше обслуживанием транзитного транспорта, проезжающего по трассе М3, здесь расположен и крупный для местечка с населением в 2,7 тыс человек автовокзал. В 1924-1960 гг. это был полноценный райцентр, до войны недалеко проходила граница с Речью Посполитой. Сейчас же это обычный поселок в составе Докшицкого района, и даже принадлежит теперь он административно уже не Минской, а Витебской области.
Прямо у трассы М3, которая здесь выступает еще и в качестве одной из двух основных поселковых улиц, установлен памятник самолету “Ил-14”. Табличка у памятника настойчиво вводит читателей в заблуждение. Ил-14, это фактически первый послевоенный пассажирский самолет (первый полет только в 1950 году), поэтому прототипом партизанских “Дугласов” быть никак не может. Вдобавок, по лицензии “Дугласов” в СССР выпускались Ли-2, но возможно они же стали вдохновением и для Ил-12, вот на основе которого КБ “Ильюшин” и спроектировало тот самый Ил-14. Родство в общем, если и есть, то относительно дальнее и неочевидное.


